Первым этот термин использовал Зигмунд Фрейд в 1905 году в описании своей аналитической работы с 18-летней девушкой Дорой.
Отыгрывание часто происходит в подростковом возрасте, так как подросткам сложно выразить словами то, что они чувствуют, и они не умеют контролировать свои импульсы. Этим объясняется самодеструктивное поведение, аддикции и случаи самоубийств в этом возрасте. Переход к действию кажется подросткам единственно возможным решением в ответ на не поддающуюся их пониманию и невыразимую словами реальность.
Пограничные личности, которым также трудно контролировать свои эмоции и гнев, тоже, скорее всего, начнут реагировать на поведенческом уровне. Сюда можно отнести весь спектр поведеннческих реакций — от хлопания дверью, криков, случаи ДТП и пр. до агрессии, направленной на внешние объекты.
Самые большие специалисты по отыгрыванию — психопаты, сексуальные насильники и серийные убийцы. Они неспособны переработать, обуздать свои сексуальные или садистские порывы психически, потому склонны удовлетворять их в реальности, как только возникает желание.
В психоанализе мы скорее используем термин «отыгрывание», чтобы обозначить момент, когда в терапевтических отношениях действие заменяет воспоминание. Например: пациент начинает забрасывать своего терапевта упреками и прерывает сеанс, хлопнув дверью. Бессознательно он воспроизводит поведение, к которому прибегал в прошлом, например, при ссорах с родителями.
В ситуациях, которые вызывают сильное напряжение, мы все можем среагировать на поведенческом уровне — внезапно уволиться с работы, услышав критические замечания работодателя, расстаться с партнером вместо того, чтобы поговорить о конфликте. Переход к отыгрыванию можно охарактеризовать двумя дисфункциями: провал мыслительного процесса и провал речи, вербализация.
Все попытки обрести внутреннее спокойствие таким образом не работают, или приносят лишь временное облегчение.
PS Недавно во время семинара, организованного Sainte-Anne (Paris) совместно с SPP, прозвучала интересная метафора: «отыгрывание" — это короткое замыкание в мыслительном процессе.