Эта тревога
структурирует психику и дает свободу. Она заставляет ребенка отказаться от психического слияния с матерью и позволяет стать автономной, отдельной личностью.
Кроме того,
кастрационная тревога порождает Супер Эго, внутренний моральный цензор, позволяющий различать, что позволительно, а что запрещено.
(Безусловно этот процесс происходит по-разному для мальчиков и девочек. О нюансах поговорим в другой раз.)
Личность, успешно прошедшая Эдиповый период, принимает тот факт, что
все желания не могут быть удовлетворены, и что всегда будет некая нехватка, недостаток. Принятие этого факта приносит облегчение.В детстве большую роль играют родители и педагоги. Важно уметь говорить «нет» и устанавливать ограничения требованиям ребенка.
Но не менее важно помогать ребенку справляться с эмоциональной фрустрацией. Важно показать ребенку альтернативу, объяснить, что нужно набраться терпения, подождать, вырасти и т. п. тогда его желание, возможно, будет реализовано в свое время.
В противном случае ребенок, взрослея,
рискует жить в постоянном страхе за свою телесную целостность и может проявлять большую нетерпимость к фрустрации. Это может побудить его искать убежища в веществах, успокаивающих его внутреннее напряжение (наркотики, алкоголь и т. д.).
Умение справляться с фрустрацией одна из характеристик зрелой личности. В книге
«Игра желания» Франсуаза Дольто утверждает, что мы сталкиваемся с кастрацией на многих жизненных этапах:
- перерезание пуповины, означающее вступление в физически автономное существование;
- отлучение от груди, ведущее к отказу от грудь или бутылочка, в пользу обнаружения удовольствия от твердой пищи;
- анальная кастрация, с помощью которой ребенок на горшке учится отделяться от стула, не опасаясь потерять часть своего тела,
- отказ от притязания на связь с матерью,
- наконец, символическое убийство родителя, чтобы позже встретить партнера вне семейного круга.
Каждая кастрация дает возможность открывать и исследовать новые удовольствия, которые позволят ребенку взрослеть, отказываясь от устаревшего удовольствия в пользу развития вкуса к новому, более соответствующему его психологическому развитию.