Почему жизненные события могут запечатлеться в психике как травматические?


Автор: Елена Бернацкая

Процесс присвоения себе опыта в психологии и психоанализе обычно связывается с понятием «интерьеризации» (помещение внутрь). В результате этого психического процесса человек интегрирует в свой внутренний мир (психику) опыт, знания, эмоции и переживания, полученные из внешнего мира. Это позволяет развиваться и формировать личность.

В большинстве случаев это происходит естественным здоровым образом, но опыт может запечатлеться в нашей психике как травматический и вызвать сложности, а порой патологии в будущем.

Это зависит от соразмерности интенсивности переживания и зрелости психического аппарата, который сможет с этим справиться или не в состоянии это метаболизировать.
Рене Руссийон любит проводить аналогию с пищеварительной системой. Так грудничок способен переварить только молоко, в 3−4 месяца уже чайную ложку яблочного пюре, а в год и целое яблоко. Ребенок постепенно учится справляться и присваивать себе все больший спектр эмоций, переживаний, опыта.

Интроекция— зрелый здоровый психический механизм, при котором мы по средствам репрезентаций (представлений) присваиваем себе части внешнего мира и свойства окружающих нас объектов.
Так ребенок постепенно принимает, усваивает социальные правила и затем следует им вне зависимости присутствия взрослых.
«Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты.» Можно сказать, мы состоим из объектов, с которыми общаемся. Мы — это книги, которые мы когда-то прочитали. и т. д.

Инкорпорация — заглатывание объекта или опыта целиком. Так как психика не способна провести работу по репрезентации, ментализации происходящего, этот процесс носит насильственный характер, ранит субъекта («глотать знания», «проглотить обиду») Интенсивное переживание «взламывает» психику, и остается внутри в виде тревоги и напряжения. Например, человеку сложно расслабиться, он может ощущать «ком в горле» или постоянный дискомфорт в желудке особенно по утрам.

Вернемся к аналогии с пищеварительной системой. Если грудничку дать кусок яблока, для него это будет травмирующим актом, и он не сможет его переварить, это вызовет боль от несварения, более того, это тем или иным образом вырвется наружу.

Так и инкорпорированный опыт прорывается вовне любыми возможными способами, чтобы попытаться быть проработанным, присвоенным. Например, человек попадает снова и снова в аналогичную травматическую ситуацию, пока психика не справится.

А инкорпорированный объект (разочаровывающий, внедряющийся, разрушающий), помещенный внутрь психики, начинает восприниматься как часть себя. В этом случае агрессия и злость могут быть направлены уже не вовне не на объект, а на себя. Это может вызвать самодеструктивное поведение. Например, подростки, наносящие порезы на свое тело, возможно атакуют не себя, а разочаровывающий инкорпорированный объект.

Понимание процессов психики важно, как специалистам, помогающим пациентам справиться с пережитым травматическим опытом,
так и родителям, интересующимся психическими процессами, происходящими у детей.
Именно родители могут помочь ребенку «переварить» сложный жизненный опыт, поговорить, разъяснить то, с чем у ребенка пока нет ресурсов справиться самостоятельно.